Носилки и телега золотоискателей. История названий кузовов машин

Носилки и телега золотоискателей. История названий кузовов машин

nosilki i telega zolotoiskatelej istorija nazvanij kuzovov mashin 55d1fe5

Первоначально многие привычные сейчас автомобильные термины имели иной смысл. Часть пришла из каретного дела и гужевого транспорта, а другие образовывались путем соединения латинских или английских слов.

Фура

Сейчас фурами называют крупнотоннажные седельные тягачи с полуприцепами. Однако век назад это слово применялось к иному типу транспорта. До второй половины XX века в Европе фурами называли длинные телеги. На юге Российской империи и на Украине это слово применяли к повозке, запряженной волами. Погонщика фуры в России называли «фурманщик».

nosilki i telega zolotoiskatelej istorija nazvanij kuzovov mashin 1e2bd9e

Фура. Фото: www.globallookpress.com

Слово взято из немецкого языка. Fuhre означает длинная телега, а произошло оно от глагола furhen — вести.

С середины прошлого века название пригодилось для ироничного обсуждения появившихся длинных прицепов, а затем оно вошло в обиход автомобилистов и стало использоваться в отношении грузовиков в целом.

Седан

Слово имеет древние европейские корни. Сейчас седаном называют тип трехобъемного автомобильного кузова для легковых машин. Однако в XIX веке слово sedan применялось к итальянским носилкам для транспортировки пожилых вельмож и женщин. Произошло оно от южноитальянского sede — кресло. Еще такие носилки имели название паланкин. По другой версии, слово «седан» образовано от названия французского города Седан, где такие носилки изготавливались в больших количествах. Кроме того, в Седане делались кареты, а затем и первые кузова для автомобилей.

nosilki i telega zolotoiskatelej istorija nazvanij kuzovov mashin 05aa1b4

Седан. Фото: www.globallookpress.com

Именно французские мастера впервые превратили автомобиль из открытой пролетки в закрытую карету с мотором.

На первых седанах мотор находился впереди, багажник обычно имел вид прикреплённого к задней стенке кузова чемодана.

nosilki i telega zolotoiskatelej istorija nazvanij kuzovov mashin d40cb9c

Хэтчбек. Фото: www.globallookpress.com

Хэтчбек

Кузов хэтчбек сравнительно недавнее изобретение. Произошел он в результате послевоенных дизайнерских экспериментов с седанами. При разработке народных моделей маркетологи потребовали от художников сократить длину машины, чтобы снизить расходы на массовое производство. Первым классическим хэтчбеком был британский переднеприводный MINI. Законодателями мод стали англичане, и новый тип кузова получил английское наименование hatchback от слов hatch — люк и back — сзади. Позднее компоновку MINI стали копировать все автопроизводители мира.

Лифтбек

Этот тип кузова используется для очень больших хэтчбеков. Слово имеет английское происхождение (liftback) и дословно переводится как «поднимающаяся задняя часть». Как правило, лифтбеки приближаются по длине к седанам, однако задняя крышка багажника у них поднимается вместе со стеклом. По сути это большая дверь, которая накрывает весь багажник. Лифтбеки оказались настолько удобны, что такой тип кузова полюбился потребителям и используется не только в массовом сегменте, но и среди премиальных моделей. Лифтбеки делают Skoda, BMW, Porsche и даже Lada.

nosilki i telega zolotoiskatelej istorija nazvanij kuzovov mashin 2e8528e

Лифтбек. Фото: www.globallookpress.com

В СССР в кузове лифтбек производился Иж-Комби, а сейчас выпускается Lada Granta.

Универсал

Слово произошло от латинского universalis, то есть «общий». Этот тип закрытого двухобъемного грузопассажирского кузова представляет вариант соединения седана с хэтчбеком с образованием увеличенного багажного отделения и установкой задней двери.

nosilki i telega zolotoiskatelej istorija nazvanij kuzovov mashin 7dee3ba

Универсал. Фото: www.globallookpress.com

В довоенные годы универсалы делались как вариант дешевого закрытого пикапа. Грузовую часть кузова делали из дерева, чтобы снизить цену. Это были узкоспециализированные грузопассажирские автомобили, эксплуатировавшиеся для мелкого развоза в городах. Большинство кузовов собирались небольшими ателье. Всплеск популярности универсалов произошёл в 1950-е годы в США в связи с активным развитием пригородов. На универсалах перевозились крупные грузы для быта, в том числе первая бытовая техника, мебель и пр. грузы. Эти машины вскоре превратились в универсальный семейный транспорт.

Пикап

Термин имеет много значений в английском языке. Изначально он употреблялся среди золотоискателей для обозначения работы киркой. Удар и выковыривание из земли ценной золотоносной породы называлось pick-up. Затем это выражение вошло в обиход и использовалось для множества жизненных ситуаций, в том числе и для перевозок грузов и несерьезных любовных отношений.

nosilki i telega zolotoiskatelej istorija nazvanij kuzovov mashin b55a579

Пикап. Фото: www.globallookpress.com

Пикапы появились сразу после появления автомобиля. Однако вплоть до 70-х годов прошлого века это был утилитарный транспорт, использующийся для работы в фермерских хозяйствах. Но затем рост индивидуальных домохозяйств в Америке потребовал и удобного транспорта, который можно использовать ежедневно, как легковой автомобиль и время от времени для перевозки крупногабаритных грузов. Сейчас пикапы в Северной Америке полностью вытеснили универсалы и стали наиболее востребованным семейным транспортом.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *