Такси будущего. Как беспилотники изменят пассажирские перевозки?

Такси будущего. Как беспилотники изменят пассажирские перевозки?

taksi budushhego kak bespilotniki izmenjat passazhirskie perevozki 4cacd57

Оценка коммерческих перспектив беспилотных автомобилей пугает автопроизводителей. Прямые продажи новых автомобилей с системами автоматизированного управления уже не могут оправдать вкладываемых в них средств. Теперь коммерческая выгода легковых беспилотников видится в их работе в такси.

Защита от бандитов

Один из интереснейших проектов городского такси будущего разрабатывает фирма Zoox. Целью компании является не только беспилотная система управления, которая будет применяться в общественном транспорте. Zoox планирует заново создать идеальный беспилотный автомобиль, в котором будет удобно путешествовать шестерым пассажирам. Кроме того, он станет не интересен угонщикам.

Существует вероятность, что машины с автоматизированным управлением могут стать целью банд преступников, которые бы садились в них под видом пассажиров, выламывали роботизированные установки и пускали эти машины на запчасти. Кроме того, обычный легковой автомобиль не всегда удобен как такси. Он должен быть хорошо узнаваемым и привлекать внимание водителей необычными формами.

Поэтому Zoox видит новое такси, как фургон с высокой крышей с широкой дверью для посадки людей и с симметричными передней и задней частями, благодаря чему такси сможет ездить в обоих направлениях, как, например, электричка.

У автомобиля не предусмотрены педали и руль. Человек в салоне не сможет перехватить управление. Пассажирские кресла будут стоять напротив друг друга, а вещи и чемоданы можно брать в салон. Силовая установка у нового такси предусмотрена исключительно электрическая.

Симметричный кузов потребовался для упрощения маневрирования в городах. Искусственному интеллекту проще поменять направление движения, включить белые фары вместо красных габариток и проехать по дворовым проездам, чем решать непосильную задачу интуитивного разъезда с другими автомобилистами, которые в тесных дворах разворачиваются и маневрируют как придется, то есть руководствуясь не поддающимся машинной логике интуитивными решениями.

Перекупщики специалистов

О серьезности намерений Zoox создать новое такси говорит список ее инвесторов и учредителей. Фирма была создана в 2014 году сыном председателя совета директоров Apple Артура ЛевинсонаДжесси Левинсоном и австралийским дизайнером Тимом Кинтли-Клэем. Левинсон занимался разработкой беспилотной технологии в Университете Стэнфорда. Инвесторы вложили в Zoox около 300 млн долларов. По данным Bloomberg, привлеченный Zoox капитал составил 800 млн долларов, а биржевая стоимость компании на начало 2020 года составила 3,2 млрд долларов.

Благодаря инвестициям удалось привлечь не менее 400 квалифицированных инженеров и разработчиков, включая и специалистов из Google, Tesla, Apple и Nvidia. По данным Forbes, некоторые увели с собой технологии и документацию с прежних мест, из-за чего даже в марте 2019 года начался суд с Tesla. Однако фирмам удалось договориться, и конфликт был улажен.

Роботы против людей

Tesla также ведет работы над полностью автоматизированным такси. Проект был анонсирован в 2019 году, а его реализация была намечена на 2020 год. В основе искусственного интеллекта лежали не только программы на основе самообучающихся нейросетей, но и собственные электронные чипы, которые должен разрабатывать Samsung на заводе в Техасе.

Илон Маск намерен выпустить более миллиона электротакси, которые будут работать во многих городах США. Внедрение роботакси, по расчетам Tesla выгодно не только перевозчикам, которые могут сэкономить на зарплатах водителям, но и для клиентов. По оценке Tesla, сейчас километр передвижения на обычном такси обходится в Америке в 2-3 доллара, на собственной машине — в 0,62 доллара, а себестоимость роботакси составит 0,18 доллара за километр.

Разработкой роботизированных такси занимается и компания «Яндекс» в сотрудничестве с МАДИ, КБ «Аврора», «КамАЗ», центром «Иннополис» и Таганрогским университетом. Подразделение крупной фирмы использует для тестирования беспилотных машин городское поселение Иннополис, которое находится в 35 км от Казани.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *