Дети и бизнес. Как школьники создают новые технологии и компании

Дети и бизнес. Как школьники создают новые технологии и компании

deti i biznes kak shkolniki sozdajut novye tehnologii i kompanii 54fde04

В центрах молодёжного инновационного творчества (ЦМИТ) дети уже сегодня создают проекты, способные стать основой предприятия, об этом рассказал АиФ.ru заместитель генерального директора Научного парка МГУ Виталий Морозов.

Творчество «шустриков»

— Насколько, по вашему мнению, близка нынешним школьникам тема предпринимательства? Прежде всего — тем школьникам, с которыми работают ваш парк и ЦМИТ.

— Предпринимательство интересует нынешних детей старшего школьного возраста. Существует закономерность: те дети, чьи родители занимаются бизнесом, больше склонны думать про развитие новых технологий, продуктов или услуг и связывают свое будущее с этим процессом.

Задача Научного парка МГУ и нашего ЦМИТа как его составляющей — создавать условия для развития малых и средних высокотехнологичных компаний. В том числе мы стремимся вовлекать школьников в научно-техническое творчество и предпринимательство. Этому способствует система конкурсов.

Например, конкурс «ШУСТРИК», который проводит Фонд содействия инновациям вместе с нашим технопарком: здесь школьники решают практические задачи, поставленные инновационными компаниями, которые уже есть на рынке. Есть задачи из дорожных карт Национальной технологической инициативы, ориентированных на рынки будущего. То есть ребенок или подросток делает проект для развивающейся отрасли.

— Какие детские разработки привлекли внимание бизнеса?

— Один из наиболее перспективных проектов-финалистов конкурса «ШУСТРИК» — миостимулятор для преодоления заикания во время публичных выступлений, созданный 12-летней Ариной Филимоновой из Нижнего Новгорода. Прибор крепится на кожу в районе диафрагмы. Под действием тока возникает изолированное безболезненное сокращение мышц живота. Арина протестировала прибор на себе. Он позволил ей на время забыть о заикании, методиках контролирования дыхания, избегании определенных согласных и просто рассказывать презентацию.

Прибор заинтересовал региональных инвесторов, которые обратились в фонд с просьбой дать контакты автора. Благодаря их содействию стала возможна коммерциализация разработки и ее последующее продвижение на рынок.

Сложный путь технологического бизнеса

Важно разграничить изобретательскую деятельность и предпринимательскую, они разные по целям и этапам развития. Изобретательство направлено на техническое решение какой-либо проблемы, усовершенствование изделия или процесса, создание новой разработки. А бизнес — это поиск заказчика, решение его проблем, формирование команды, налаживание системы производства и продаж, получение прибыли. В школе такому не научат.

Создание технологического бизнеса — сложный путь, и само изобретение или ноу-хау играет в нем значительную, но не определяющую роль. Именно проектная деятельность позволяет школьнику приобрести часть необходимых для создания бизнеса навыков. После этого уже можно пробовать делать что-то коммерческое. Конечно, делать это получится только по достижении совершеннолетия.

Обычно первые стартапы появляются у будущих Стивов Джобсов и Илонов Масков уже после школы. Это ещё не полноценный бизнес, но возможность довести проект до достаточно высокого уровня и получить навыки, которые точно пригодятся в дальнейшем. Мы активно работаем в этом направлении и стремимся помогать ребятам достичь ощутимых результатов и не терять творческий запал.

Важно создать систему поддержки на всех этапах пути, такой инновационный лифт. Поэтому мы организуем лекции по предпринимательству, предоставляем оборудование ЦМИТ для создания проектов, привлекаем компании научного парка для разработки заданий, а предпринимателей, основателей уже успешных компаний, — в качестве экспертов.

deti i biznes kak shkolniki sozdajut novye tehnologii i kompanii 57c4de6

Фото: Shutterstock.com

Один из перспективных партнёрских проектов — акселерационная программа для школьников по созданию собственного бизнеса (она тоже финансируется Фондом содействия инновациям, и мы планируем ее апробацию в скором времени). Конкурсы типа «ШУСТРИКА» позволяют отбирать лучшие проекты и адресно поддерживать их, переводя на следующие, более серьезные этапы.

Идеи, ставшие бизнесом

— Есть ли школьники, которые уже близки или осуществили коммерциализацию своих разработок?

— Для ребят, достигших 18-летнего возраста, уже доступны гранты по программе «УМНИК» в размере 500 тыс. рублей. Их проекты уже гораздо чаще заканчиваются коммерциализацией и основанием собственных компаний.

К примеру, Алексей Шлыков, получивший грант на создание пластичного конструктора для детей, сегодня является исполнительным директором компании «Коптер экспресс», одного из ведущих разработчиков квадрокоптеров в России. 

Глеб Интс стал обладателем гранта для создания модульного осветительного комплекса для подводных аппаратов. Этот проект уже близок к внедрению на подводных комплексах Центра морских исследований МГУ.

В рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» ЦМИТы стали элементом площадки «Мой бизнес». Цель такого встраивания — чтобы дети и молодёжь изначально находились в пространстве, где занимаются развитием предпринимательства

Таким образом, наша задача — сперва вовлечь максимальное количество детей ещё в период их обучения в школе, дать им возможность реализовать свои идеи и подвести к мысли о собственном деле. А уже после — помочь продвижению проектов на этапе их становления и развития.

Если же говорить о наших глобальных целях, то мы стремимся помочь малому и среднему высокотехнологичному бизнесу занять свой профильный сегмент и стать частью процесса экономического развития нашей страны.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *