Передовая страна. Эксперты оценили потенциал IT-технологий России

Передовая страна. Эксперты оценили потенциал IT-технологий России

peredovaja strana eksperty ocenili potencial it tehnologij rossii e6585a8

Ассоциация «Независимый общественный мониторинг» (НОМ) представила новый доклад «Институт общественного наблюдения в избирательном законодательстве и практике зарубежных стран». В обсуждении темы мероприятия приняли участие эксперты из Латвии, Франции и Чехии, которые рассказали об опыте общественного контроля в своих странах.

Член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, сопредседатель Ассоциации «Гражданский контроль» Александр Брод представил ключевые тезисы доклада, подчеркнув, что осознание процессов в России должно происходить в сравнении с международным опытом. Тем более, что отдельные аспекты которого применяются и в российской практике. Эксперт представил классификацию стран с точки зрения применения института общественного контроля. Так, в Австралии, Канаде, Нидерландах и Франции – он не применяется на выборах вовсе. Тогда как в России, Норвегии, Румынии, Словакии, Хорватии, общественное наблюдение – постоянно действующий механизм. Есть ряд стран, где наблюдение за выборами используется только в отдельны случаях (Бахрейн, Великобритания, Саудовская Аравия) и на отдельных территориях (Ирландия, США, Швейцария).

Как отметил Александр Брод, из содержания доклада следует вывод, что в большинстве западноевропейских стран, рассматриваемых обычно в качестве эталона демократических традиций, отсутствует законодательное закрепление статуса наблюдателей и практики общественного наблюдения за электоральными процедурами, тогда как Россия в этом — абсолютный лидер. Так, в общероссийском голосовании по поправкам в Конституцию в 2020 г. приняло участие беспрецедентное число россиян — 526 тысяч общественных наблюдателей. «В России развивается избирательное законодательство и возможности для общественного наблюдения, а также перенесение его на все формы и этапы избирательных кампаний. Мы видим порой жёсткую и конкурентную борьбу кандидатов в регионах, в связи с чем роль общественного контроля возрастает».

«Мы стремимся, чтобы общественный контроль был на всех уровнях выборов и на всех этапах избирательных кампаний. В этих целях мы плотно сотрудничаем с общественными организациями по вопросам обучения наблюдателей», — сообщил председатель Координационного совета по общественному контролю за голосованием при Общественной палате РФ, директор Фонда исследования проблем демократии Максим Григорьев. «Успех общественного наблюдения косвенно признают даже такие его критики как Андрей Бузин, который заявлял, что "… объявлена решительная борьба с уголовными фальсификациями" и "основные изъяны российских выборов уже давно не заключаются в прямых подтасовках», — заявил он.

Эксперт, опираясь на один из ключевых тезисов доклада, сообщил, что существует два принципиально разных пути легитимизации выборов. Выбор страной того или иного пути зависит от запроса их общества. Первый — процесс выборов полностью контролируется его участниками — партиями, кандидатами, организаторами выборов (Германия, Италия, Франция). Второй — в процесс выборов законодательно введена система дополнительного контроля со стороны общества (Латвия, Норвегия, Россия, Словакия, Хорватия). Российская Федерация в настоящее время является лидером в группе стран, идущих по пути развития институтов общественного наблюдения.

Спикер также рассказал об опыте общественного контроля на общероссийском голосовании, где, по его словам, независимое общественное наблюдение носило максимально демократичный характер, так как в нём могли участвовать абсолютно все желающие, а приём заявлений шёл практически до последнего дня. «Доклад Ассоциации НОМ о зарубежной практике общественного наблюдения неопровержимо демонстрирует, что российская система общественного наблюдения лидирует по уровню как демократичности, так и масштабности», — заключил эксперт.

Исполнительный директор Ассоциации НОМ, член Общественной палаты РФ Алёна Булгакова рассказала о технологических возможностях организации, при помощи которых наблюдатели из разных уголков страны могут проходить обучение всем вопросам выборной процедуры, а также оперативно сообщать информации о ходе голосования непосредственно с избирательных участков.  «На протяжении всего периода общероссийского голосования и сейчас функционирует Ситуационный центр НОМ, где работу осуществляют электоральные эксперты и юристы. Вся информация от наблюдателей в рамках Единого дня голосования будет поступать в него и размещаться на портале Независимого общественного мониторинга. Наша отечественная платформа не имеет аналогов в мире. Цифровые решения, которые мы предлагаем, возможны для проецирования на территориях других государствах», — сообщила Булгакова.

В обсуждении опыта общественного контроля в зарубежных странах приняли участие эксперты из Латвии (правозащитник Эйнарс Граудиньш), Франции (общественный деятель Дмитрий де Кошко) и Чехии (экс-вице-президент ПАСЕ Анна Чурдова).

«По открытости и демократизации процессов, IT-технологиям Россия – самая передовая страна Европы. (Мне) есть и было с чем сравнить. Единственная угроза – иностранные агенты, которые под эгидой независимого наблюдения активно участвуют во внутренне политическом процессе в России с учётом финансирования из-за рубежа», — заявил Эйнарс Граудиньш, добавив, что Латвия в вопросах организации выборов фактически идёт по пути России. По словам эксперта, общественное наблюдение на всех стадиях выборов – обязательный инструмент в современной политике и в случае его отсутствия неминуем внутриполитический кризис. Эйнарс Граудиньш также рассказал об опыте общественного контроля за выборами в Латвии, отметив, что он применяется повсеместно. «По законодательству, наблюдателем может стать гражданин с 16 лет. Процедура регистрации максимально проста, благодаря чему фальсификации в ходе выборного процесса практически исключены».

Во Франции, например, института общественного наблюдения нет, при подсчёте голосов на выборах могут присутствовать все граждане, в том числе жители определённого района, представители СМИ. Об этом в ходе мероприятия сообщил общественный деятель Дмитрий де Кошко. Он отметил, что государству будет полезен опыт России в части расширения представительства на участках наблюдателей от политических партий, осуществления контроля за выборами при помощи видеокамер. «Резонансный вопрос во Франции возникает и во введении электронного голосования. В России можно проверить электронное голосование, соотнеся голоса с бюллетенями в урне. Жители нашей страны ему не доверяют», — сообщил эксперт.

Педагог, экс-вице-президент ПАСЕ Анна Чурдова заявила, организаторы выборов в Чехии могли бы перенять у России опыт электронного голосования, видеонаблюдение на участках, но «при сохранении тайны голосования». «К этому нужно стремиться всем странам, если они хотят соблюсти демократические принципы в стране», — подчеркнула она, отметив, что в условиях масштабных изменений в политических системах разных стран, важно осуществлять контроль не только за ходом голосования, но и за избирательными кампаниями. В Чехии, по словам эксперта, общественного наблюдения в законодательстве нет, но все политические партии могут представить своих членов УИК, которые и наблюдают за прозрачностью избирательного процесса.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *